СИМФЕРОПОЛЬ - АЛУШТА

     Храмы, мощи святителя Луки и чудотворные иконы.

 

 

Симферополь – столица Крыма и его же «ворота», так образно называют город, потому что большинство паломников, отдыхающих и гостей, прибывают на полуостров через его вокзалы. Для них Симферополь – небольшая остановка на пути к курортным городам или другим, более интересным, с их точки зрения, местам истории и культуры. Но у Симферополя своя богатая событиями судьба и своё лицо.

В 3 в. до н.э. скифы основали на месте нынешнего Симферополя столицу своего государства – Неаполь Скифский. С начала 16 в. здесь находилось тататарское поселение Ак-Мечеть. Какое-то время оно было резиденцией калги-султана – наместника крымского храма. В 1783г. Крым вошел в состав Российской империи. Именно тогда и возникает необходимость строительства нового областного центра, имя будущему городу уже было выбрано – Симферополь, по предложению архиепископа, ученого и общественного деятеля Евгения Булгариса. На выбор местоположения города повлиял факт, что в переводе с древнегреческого Симферополь «город собиратель». Постепенно город обустраивается, появляются казенные учреждения, закладываются парки и сады, а вот православных храмов ещё не было. Поэтому в 1785г. командир полка Б.А. Тищев купил небольшой татарский дом и устроил в нём полковую церковь во имя равноапостольных царей Константина и Елены, которая по праву считается первым православным храмом Симферополя.

Во время своего путешествия по Крыму императрица Екатерина II в мае 1787г. посетила Симферополь и молилась в Константино-Еленинской церкви. С середины XIX в.церковь становится домовой , а с 1914г. снова полковой. В 20-е годы XX в. церковь закрыли, в 2001г. здесь отслужили первое за долгие годы Богослужение.

Рядом с Константино-Еленинской церковью находится храм во имя Святых апостолов Петра и Павла. По преданию этот храм выстроен на месте штабной палатки А.В.Суворова, стоявшей здесь в период Крымской компании 1770г. На этом месте была построена деревянная церковь во имя св. великомученицы Екатерины. За годы храм обветшал и его закрыли. В 1870г. на месте прежней небольшой церкви был возведен Петропавловский собор с высокой шатровой колокольней. В 1937г. прекратились богослужения в соборе. В 1991г. храм был возрожден, а в 2003г. собору придан статус кафедрального.

Неподалёку от Петропавловского собора вознес в небо свои главы Свято-Троицкий собор. Первую деревянную греческую церковь построили здесь в 1796г. С 1826г. в Свято-Троицкой церкви находилась греческая гимназия. В 1868г. старую церковь разобрали и на том же месте построили новое, более просторное здание по проекту архитектора И.Ф. Колодина.

С 1996г. в Свято-Троицком соборе находится святыня не только города, но и всего Крымского полуострова – мощи святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого), а также чудотворная икона Божьей Матери «Скорбящая».

Обителью Свято-Троицкий женский монастырь стал недавно в начале 2003г., до этого был кафедральным собором. А какой же храм можно назвать первым кафедральным собором города Симферополя? Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского. История этого храма интересна и трагична. Он стал одной из первых монументальных построек нового губернского города. Екатерина Великая во время посещения Симферополя высказала идею о возведении собора, но его строительство долго не начиналось из-за смерти Г.А.Потёмкина (1791г.), а затем и самой императрицы (1796г.)

В 1804г. был разработан проект собора, но Отечественная война 1812г. потребовала от России напряжения всех сил, в том числе и материальных, и поэтому строительство храма временно прекратилось. Освятили новый собор во имя св. благоверного князя Александра Невского 3 июня 1829г. Он стал духовным центром города почти на сто лет. В сентябре 1930г. собор был взорван.

Сегодня уничтоженная святыня восстанавливается, а паломники, приезжающие к нам, участвуют в возрождении крымских храмов и монастырей, среди которых и будущий кафедральный Александро-Невский собор. Следуя православному обычаю, вложивший хотя бы один камешек в строительство храма не будет забыт у Бога.

 

 

 

 

Житие святителя Луки (Войно-Ясенецкого): памятник, музей, святые мощи.

Известный ученый, профессор медицины, архиерей. В своей жизни сумел совместить Божественное и научное, духовное и светское.

Священнический сан принял в самый разгар гонений, уже будучи известным ученым. Более 10 лет провел в лагерях и ссылках. Сложнейшие операции, проводимые епископом-хирургом, всегда приносили положительный результат. Памятник архиерею в центре столицы Крыма - плод любви и почитания тысяч людей.

 

 

Святитель Лука (Войно-Ясенецкого)

 

икона Господа нашего Иисуса Христа
  Чудотворные иконы. 

В октябре 1998 г. в храме Всех Святых г. Симферополя во время проведения реставрационных работ с иконостаса малого алтаря, освященного в честь Великомученика Победоносца Георгия, была снята икона Господа нашего Иисуса Христа.

Через несколько дней работники храма заметили, что на стекле киота, перед которым стояла икона, виднеется изображение, повторяющее ее. После сообщения о чуде в Епархиальное управление, была создана комиссия для изучения этого явления, в состав которой входили священнослужители, художники и иные независимые эксперты. Прибывшая из Киева в марте 1999 г. комиссия экспертов после проведения химических анализов и фотопроб подтвердила нерукотворность явленного образа на стекле и его идентичность с явленным на стекле образом Божьей Матери иконы “Призри на смирение”, которая находится в г. Киеве в Свято-Введенском женском монастыре. Химический состав и способ передачи изображений на стекло является загадкой для всех экспертов. При создании темного фона сзади стекла образуется негативное изображение. При рассмотрении же на фоне неба - позитивное, причем изображение на стекле лика и рук более совершенно, чем на самой иконе.

 

 

 

     Храм Всех святых земли Крымской просиявших.

 

 

Храм был построен по предложению графа М.С. Воронцова архитектором Торричелли в пер. половине XIX века в готическом стиле и напоминал сельские церкви в Англии. В 1964 году храм закрыли, устроив в его здании клуб «Строитель». Восстановление храма началось в конце 80-х годов XIX века.
Прямо над центральным входом поднялась трёхярусная колокольня, стройная и лёгкая, она очень хорошо смотрится на фоне живописной горы Демерджи.
Рядом с храмом находится часовня святых мучеников Инны, Пинны, Риммы. Имена эти мужские, а не женские, как многие ошибочно полагают. Они были первые слушатели и ученики апостола Андрея Первозванного в Крыму. Инна, Пинна, Римма приняли святое крещение и проповедовали христианство в языческой Скифии, дойдя до устья Дуная, где они были утоплены.

 

 

 

 

     Часовня св. мчч. Инны, Пинны, Риммы.

 

 

Святые Инна, Пинна и Римма жили в I веке по Р.Х. и были славянами из Малой Скифии, то есть из Крыма. Эти святые удостоились стать учениками святого апостола Андрея Первозванного и своей пламенной проповедью о Христе обратили в православную веру множество язычников-скифов. За это и пострадали. Князь язычников велел им поклоняться идолам, но святые отвергли его требование, оставшись непоколебимыми в вере Христовой. Тогда князь приказал вбить в лёд реки сваи и привязать к ним мучеников. В страшном холоде, под напором ледяной воды, они отдали свои души Господу. Некоторые историки полагают, что их кончина могла быть в начале II века от Рождества Христова, но проповедовали они вместе с апостолом Андреем Первозванным в конце I века.

В симферопольских архивах сохранился уникальный документ под названием "Всем священникам Симферопольской и Крымской епархии": "... прошу вас, отцы всечестные, поминать на отпустах Литургии, Вечерни и Утрени святых мучеников Инну, Пинну, Римму, ибо их надо считать крымскими святыми. Это - очень древние мученики...". Этот документ подписан святителем Лукой (Войно-Ясенецким), архиепископом Симферопольским и Крымским, 30 октября 1950 года. Ныне, как мы знаем, и сам автор этого документа причислен к лику святых.

Что представляла собой древняя земля Тавриды, Скифия, которую увидел перед собою апостол Андрей Первозванный во время жизни Инны, Пинны и Риммы? Все древние авторы, от Гомера и Геродота до Страбона и Полибия, говорят о том, что Скифия имела огромные материальные богатства, но нравы здесь были дикие настолько, что ужасали даже языческий мир. Известно, что на юге Крымского полуострова, у мыса Фиолент, часто разбивались в древности греческие и финикийские суда. Некоторые моряки-торговцы всё-таки спасались от штормов, доплывая до берега. Но как только они добирались до суши, их, измождённых, тут же хватали языческие жрецы и приносили несчастных в жертву идолу. Не менее скорбно узнавать и о кровавых пирах тавроскифов: чашами им служили черепа, наполненные кровью побеждённых, потому что считалось, что такая кровь придаёт силы для новых побед.

Вот таким людям проповедовал христианство апостол Андрей Первозванный. Сердца язычников иногда откликались истинной любовью. Неизменными спутниками апостола были Инна, Пинна и Римма. Святитель Крымский Лука (Войно-Ясенецкий), исследуя жития святых мучеников, пришёл к выводу, что они были готами или тавроскифами, жившими между Алуштой и Балаклавой. Когда они услышали от апостола слово Христово, то не только уверовали, но, приняв Святое Крещение, понесли свет веры и проповеди во мрак языческой Скифии. Так они дошли до Дуная, где им и довелось мученически пострадать за верность Христу.

Вот как повествует об этом старинный месяцеслов:
"... Они были схвачены и представлены местному правителю варваров, который пытался обольстить их различными соблазнами и лестными обещаниями, принести жертвы языческим богам. За свою твёрдость в вере во Христа ученики апостола Андрея были биты без пощады. Стояла лютая зима, реки сковало льдом. Посередине реки поставили и утвердили на льду прямые дерева и привязали к ним святых мучеников. Когда под тяжестью деревьев лёд стал прогибаться, тела святых погрузились в ледяную воду, и они предали свои святые души Господу. Христиане похоронили тела их, но потом епископ Годда откопал их из могилы и положил святые мощи в своей церкви. Спустя семь лет после кончины своей святые мученики явились тому же епископу и повелели ему перенести мощи в местечко, называемое Аликс (то есть, нынешняя Алушта), в сухое пристанище". "Сухое пристанище" означало морскую пристань.
Память святых мучеников Инны, Пинны, Риммы празднуется 3-го июля по новому стилю. В этот день святые мощи были перенесены в местечко Аликс.

Сейчас возле Алуштинского храма Всех Крымских Святых возведена часовня во имя святых мучеников Инны, Пинны, Риммы, где помещена на стене редкая икона с их святыми образами. Перед иконой возжигают свечи и сердечно молятся: «Святые мученики Инна, Пинна, Римма, молите Бога о нас, грешных!».

 

 

 

     Монастырь свв. Косьмы и Дамиана. Святой источник.

 

 

В Крымском заповеднике, между горами Чучель и Черная струится целебный источник святых бессеребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана. Вода в нём хрустальной чистоты и удивительная на вкус. Уже в наше время исследования показали, что в воде источника, помимо калия, магния, марганца, содержатся литий и редко встречающееся в естественных источниках серебро. Ученые предполагают, что во время преследования христиан здесь был храм в честь этих святых.

Космодамиановский монастырь был мужским 43 года (1856 – 1899 гг.), после чего по ряду причин был преобразован в женский. В 1913 году в честь 300-летия царствования Дома Романовых была отреставрирована часовня над источником. Всюду соблюдался безукоризненный порядок.

Монастырь неоднократно посещали члены царской семьи. 25 октября 1911 года здесь был император Николай II, молился у источника и пил святую воду. По указу Александра III неподалеку от Космодамиановского монастыря был выстроен царский охотничий домик, а в 1913 году организован заказник императорских охот в Крыму.

В начале 20-х годах XX века в монастыре была организована трудовая артель.

Во время Великой Отечественной войны были уничтожены царский охотничий домик и все монастырские постройки, кроме часовни над источником.

В 1994 году Постановлением Совета министров Автономной Республики Крым епархии возвращены территория и постройки монастыря. В монастыре хранится старинная святыня – икона с частицами мощей св. Косьмы и Дамиана.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz